ВВЕДЕНИЕ В настоящее время выбор метода лечения больных раком уротелия мочевых путей в основном производят в зависимости от принадлежности опухолей к классификационным категориям [I]. Параметры существующей классификации по системе TNM [2] с учетом дифференцировки опухолевых клеток [3] отражают распространение новообразования и степень светооптического соответствия его клеток нормальной уротелиальной выстилке. Несмотря на то, что существует тесная связь между категориями TNM G и выживаемостью больных, эта классификационная система не позволяет учесть динамические характеристики злокачественного процесса, от которых зависит его потенциальная агрессивность [4]. Светооптическая характеристика опухолевых клеток не всегда позволяет полноценно судить об их биологической активности, так как не отражает всей полноты имеющихся в них, соответствующих злокачественной трансформации иммунологических, биохимических и генетических изменений [5, б].
Таким образом, в соответствии с современными представлениями термин «рак уротелия» объединяет группу заболеваний, различающихся не только по первичным проявлениям и морфологическим характеристикам опухолей, но и по клиническому течению. Первоочередной задачей является выявление больных с высоким риском прогрессирования рака, которые нуждаются в наиболее радикальном подходе, использовании комплекса хирургических методов в сочетании с назначением средств химиотерапии и иммунотерапии. В то же время пациенты с благоприятным прогнозом должны быть освобождены от бремени ненужных лечебных мероприятий, следовать упрощенному протоколу динамического наблюдения и через определенный период времени сняты с учета.
Изучение возможных дополнительных прогностических факторов у больных раком уротелия проводится в разных направлениях. Несмотря на большой объем опубликованных работ, низкая воспроизводимость полученных разными авторами результатов и противоречивость выводов не позволяют однозначно рекомендовать универсальный прогностический критерий. Поэтому многие исследовательские центры идут путем анализа собственного клинического материала, выбора наиболее информативных признаков и использования комплекса полученных показателей в проспективных наблюдениях для последующей динамической коррекции. В нашем исследовании была проведена аналогичная работа с использованием клинических, биохимических, цитологических, гистологических, морфометрических, иммуногистохимических и математических методов.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ В основу работы положены материалы ретроспективного анализа клинических и лабораторных данных первичного обследования д диспансерного наблюдения, полученных у 452 больных поверхностным и местно-распространенным раком уротелия. У 344 (76,1%) пациентов новообразования располагались в мочевом пузыре, у 33 (7,3%) - в мочевом пузыре и простатическом отделе мочеиспускательного канала, у 37 (8,2%) - в почечной лоханке, у 23 (5,1%) - в мочеточнике, у 15 (3,3%) - в почечной лоханке и мечеточнике.
Среди поступивших преобладали мужчины (•345 чел., 76,3%), женщин было меньше (107 чел., 23,7%). Соотношение мужчин и женщин составило 3,2:1, при этом в подгруппе больных раком почечной лоханки и мочеточника оно оказалось равным 2:1, а в подгруппе больных раком мочевого пузыря и простатического отдела мочеиспускательного канала - 3,7:1. Возраст пациентов варьировал от 19 до 98 лет и в среднем составил 62,4±13,2 года. У 306 (67,7%) больных опухоли были одиночными, множественные новообразования выявлены у 146 (32,3%) пациентов.
Все больные были радикально оперированы: 72 (96%) больным раком почечной лоханки и мочеточника выполнена радикальная нефроуретерэктомия с резекцией мочевого пузыря, 3 (4%) больным раком мочеточника - сегментарная резекция. При карциномах мочевого пузыря и уретры в стадиях Та-Т1 300 (79,6%) больным выполняли трансуретральную электрорезекцию опухоли. Лазерную коагуляцию новообразований применили у 17 (4,5%) п
... читать далее